Рекомендации родителям
Тема: « Профилактика буллинга в школе»
Рекомендации родителям
Тема: « Профилактика буллинга в школе»
Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость.
И.Н. Кон: «буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе».
Основные характеристики буллинга:
1. Умышленность
2. Регулярность (повторяемость )
3. Неравенство сил
4. Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)
5. Не заканчивается сам по себе
6. Негативное психологическое воздействие на всех участников
Школьный буллинг можно разделить на две основные формы:
1:Физический школьный буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;
• 2. Психологический школьный буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание.
• К этой форме можно отнести:
• вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
• обидные жесты или действия(например, плевки в жертву либо в её направлении);
• запугивание(использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
• вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
• повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
Социальное исключение:
• бойкот,
• отторжение,
• изоляция,
• отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.);
Кибербуллинг – очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео, фотографий, оскорбительных текстов в общий доступ. Распространение в последнее время получает троллинг — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.
Причины буллинга:
• педагогические (микроклимат класса)
• психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и личность жертвы);
• социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
• семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).
К мотивам буллинга можно отнести:
• зависть;
• месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания); самоутверждение в коллективе;
• Самоутверждение, стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
• желание нейтрализовать соперника посредством его унижения и др.
Инициаторами травли могут стать:
активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе; дети, уверенные в том «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиться своих целей;
• агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;
• дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
• дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);
• легко возбудимые и очень импульсивные, со слабым самоконтролем;
• эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
• максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).
дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием. Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
• дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и
поддержки.
Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя, часто становятся робкие, тихие дети, нередко физически слабые, дети с нестандартной внешностью, особым прилежанием в учебе, талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами, дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой, новенькие, чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее. «домашние» дети – не имеющие опыта взаимодействия в коллективе сверстников, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
Рекомендации родителям. Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга.
Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним, убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга.
Родителям нельзя устраивать «разборки» с самими детьми, участвующими в травле.
·Сообщите об этомклассному руководителю , администрации школы, педагогу- психологу, социальному педагогу;
·сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
·Надо найти ресурсы, которые помогут ребенку справиться с проблемой.
·Обучить ребенка общаться, вести диалог, сохранять спокойствие, не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев, истерику : обидчик потеряет к нему интерес, сообщить о нападках родителям и учителю, педагогу-психологу.
·Родители должны немедленно заняться формированием системы ценностей у ребёнка, повышением самооценки, уверенности в себе.
·Необходимо научить ребёнка технике общения с другими людьми, иметь свою позицию, отстаивать ее.
·Родители должны немедленно заняться формированием системы ценностей у ребёнка, повышением самооценки, уверенности в себе.
Помочь ребенку укрепить самооценку. Родители могут развернуть целую программу по укреплению уверенности ребенка в себе. Основная задача этой программы – интеграция ребенка в среду сверстников, в которой он чувствовал бы себя комфортно. Хорошо начать постепенную интеграцию ребенка в общество со смешанной группы (взрослые и дети) , например совместный спорт. После успешного освоения общения в смешанной группе, можно переходить к группе сверстников (кружки и др.).
·Не сравнивать ребенка с другими
·Говорить в позитивных формулировках и почаще хвалить
· Не делайте замечания детям при посторонних
· Сосредоточьтся на сильных сторонах ребенка
·Организавать досуга, занятие спортом.
Позаботиться о том, чтобы дома царила спокойная и дружелюбная атмосфера, чтобы дом мог стать психологическим «убежищем».
. Что можно сделать если столкнулись с ситуацией кибертравли?
Все зафиксировать(скриншот экрана)
Не реагировать на сообщение
Хранить доказательства (для провайдера и правоохранительных органов)
Заблокировать буллера
Расскать родителям
Вместе с родителями постарайтесь разобраться в ситуации: в чем конфликт, кто участник, что за причина, есть ли угроза жизни.
Обратится за помощью: к администратору ресурса.
- Если в травле участвуют ученики школы – к директору
Если угроза жизни – в правоохранительные органы, приложив доказательства.
Оказание экстренной психологической помощи детям, родителям
Всероссийский Детский телефон доверия
8-800-2000-122
Горячая линия по вопросам интернет-безопасности
8 800 25 000 15